запомнить Регистрация +

Рынок и моё место в нём

Перед началом работ над интернет-магазином имеет смысл оценить его перспективы.

Наверняка вы уже думали об этом и оценивали их. Но многие заказчики часто недооценивают сложности, связанные с наполнением и продвижением сайта. Ваши ответы на вопросы в этом разделе помогут нам получить основную информацию о планируемом к созданию интернет-магазине, а вам — ещё раз оценить своё место в сегменте рынка интернет-торговли.

  1. Есть ли у вас уже бизнес по торговле, и вы хотите дополнить его интернет-магазином, или этот проект начинается с нуля?

    Если у вас уже есть бизнес, и интернет-магазин должен дополнить его, добавив ещё один канал сбыта, то нашей задачей будет максимально удобно вписать создаваемый интернет-магазин в ваш имеющийся бизнес и учесть в нём все имеющиеся особенности вашей торговли, системы скидок, товарного учёта и т.п.

    Если бизнеса ещё нет, и вы делаете основной упор на вновь создаваемый ресурс и продажи с него, то наша задача — обсудить ваше видение проекта и перспективы его развития.

  2. Какого рода товары вы хотите продавать?

    Сейчас много различных интернет-магазинов, в которых можно купить всё, начиная от продуктов питания и заканчивая специализированными запчастями для станков. И каждая отрасль диктует свои особенности. Например, многое зависит от того, большая ли конкуренция в данном сегменте в интернете. Какие особенности у ваших товаров, много ли сейчас подобных предложений в интернете? Какие у вашего товара описания, изображения, характеристики? Есть ли материалы о товарах для размещения на сайте?

  3. Какой объём продаж через сайт вы планируете?

    • Если у вас уже есть интернет-магазин, то какой объём продаж у него сейчас?
    • Что сдерживает?
    • Какое среднее дневное посещение сайта уникальными посетителями есть, и какое надеетесь достигнуть?
    • Есть ли подобная информация на сайтах вашей тематики (например, сайтах ваших дилеров или партнёров)?
    • Какой вообще максимальный объём продаж может быть у интернет-магазина данной тематики?

    От ответов на эти вопросы во многом зависит рентабельность этого проекта и возможные средства, которые могут быть выделены на его развитие.

  4. Есть ли сейчас или, возможно, у вас уже был сайт с интернет-магазином?

  5. Если есть или был, то что в нём не устраивает, почему хотите переделать?

    Довольно частая ситуация — сайт уже есть или был, но не устраивает. Чаще всего это происходит по следующим причинам:

    • Сайт был сделан малыми силами, и исчерпал возможности своего развития. Многие необходимые вещи в нём просто невозможно сделать.
    • Сайт неудобен для наполнения и поддержки, за каждой мелочью приходится обращаться к разработчику.
    • Разработчик сайта растворился, а сайт надо поддерживать и развивать. Найти того, кто бы разобрался в старом сайте, не получается.
    • Сайт был и есть, но в нём нет интернет-магазина. И приделать к нему магазин никто не берётся.

    В этом случае вам имеет смысл выписать по пунктам, что не устраивает в старом сайте и что хотелось бы увидеть в новом. Это касается и внешнего вида сайта, и удобства управления сайтом, и особенностей управления заказами, товарами и покупателями.

  6. Кого вы видите своими покупателями?

    • Это будет в основном розничная или оптовая торговля?
    • Единичные посетители, зашедшие на ваш сайт по поисковым запросам или постоянные покупатели? Из вашего города, или по всей России, или даже из других стран?
    • Важна ли для вас лояльность покупателей?
    • Много ли наименований и единиц товара у вас обычно покупают?
    • Каким вы представляете уровень владения компьютером вашего среднего покупателя?
    • В основном ваши покупатели — частные лица, или представители организаций?

    Особенно много различий для сайтов оптовой и розничной торговли.

    Для оптовой торговли покупатели — в основном представители организаций, с которыми уже давно налажены отношения, и интернет-магазин в данном случае скорее всего просто удобный инструмент, чтобы упростить уже имеющиеся товарно-денежные отношения.

    Но в этом случае встаёт несколько новых вопросов:

    Даже если не прикладывать специально усилий для продвижения сайта, всё равно через некоторое время ваш сайт будут находить по поисковым запросам. И бо́льшей частью этого потока скорее всего будут розничные покупатели.

    Планируете ли вы розничные продажи через сайт, и если нет, то куда идти розничным покупателям (поручик, молчать!), зашедшим на ваш сайт по поисковым запросам? Будут ли на сайте рекомендованные вами розничные точки?

    В зависимости от того, будет или нет доставка в другие регионы, придётся строить систему заказа товара. Но об этом позже.

    От уровня владения компьютером среднего покупателя зависит необходимость «навороченности» интерфейса. Делать для магазина валенок систему сложного поиска и отбора товара нецелесообразно, а в магазине компьютерных комплектующих без него не обойтись.

    От стремления к лояльности покупателей зависит построение систем скидок и прочих бонусов для постоянных покупателей.

  7. Много ли у вас конкурентов, и какое место вы хотите занять с интернет-магазином?

    Здесь имеются в виду не только прямые ваши конкуренты на физическом рынке, но и те, которые будут вашими конкурентами в интернете. Например, может оказаться, что ваш основной реальный конкурент не имеет нормального сайта, а на первом месте в поисковых запросах стоит какой-то индивидуал с мизерными продажами, но у которого хороший сайт, сделанный уже давно. Поэтому имеет смысл посмотреть сайты, выпадающие по вашим поисковым запросам.

    Есть ли у вас «изюминка», которая позволит выделить ваш сайт и интернет-магазин среди конкурентов?

    Если пока нет, то, может, имеет смысл подумать над этим?

    Например, несколько лет назад мы делали сайт для фирмы, занимающейся продажами и установкой кондиционеров и вентиляционного оборудования. Совместно с заказчиком мы провели исследование сайтов конкурентов, и увидели, что практически на всех этих сайтах от покупателя требовалось знание многих технически сложных подробностей. И тогда мы решили, что основной фишкой сайта станет слоган «Климат в помещении — это просто». От покупателя требовалось ответить на несколько простых вопросов, а остальные технические параметры уточняли специалисты фирмы. И это хорошо сработало.

  8. Приведите примеры нескольких сайтов с интернет-магазинами в вашей или близких отраслях, которые вам нравятся в целом или нравятся своими отдельными элементами.

    По каждому сайту напишите, что именно вам в нём нравится. Отдельно — что не нравится. Например, по сайтам, торгующим велосипедами:

    СайтНравитсяНе нравится
    http://www.velosite.ru/
    1. Удобный мастер по подбору велосипеда.
    2. Достаточно подробное описание товаров.
    3. Достаточно удобная система поиска и отбора велосипедов.
    1. Большой мелькающий баннер вверху главной страницы и на страницах с товарами.
    2. Неудобный каталог запчастей.
    http://www.velostrana.ru/
    1. Удобная система поиска и отбора велосипеда.
    2. Удобное оформление заказа.
    3. Более удобный каталог запчастей.
    4. Очень удобное и подробное описание товаров.
    1. Опять мелькающий баннер, который отъедает основное место и отвлекает.
    2. Слабоватый и замусоренный дизайн.

    Особенно выделите те моменты, которые вы хотели бы видеть на своём сайте такими же или аналогичными.

Советы

Сделайте список сайтов с интернет-магазинами вашей тематики, стоящих на разных позициях по различным поисковым запросам.

Это поможет вам оценить ваш рынок и получше определить, какую нишу может в нём занять ваш интернет-магазин. Кроме того, вы при создании этой таблицы сможете оценить поисковые запросы, по которым имеет смысл продвигать ваш сайт. Могут возникнуть идеи, что имеет смысл взять у конкурентов, а чего надо избежать.

При создании этой таблицы постарайтесь стать на это время простым посетителем, а не специалистом в данной отрасли. Например, подбирая запчасти для велосипеда, представьте себя подростком, который хочет купить колесо, а не специалистом по велосипедам и запчастям. Имеет смысл по некоторым сайтам попросить посмотреть или найти товар и заказать его простых людей, которые не особо в теме.

Мы, конечно, сами можем провести это исследование и часто за него берёмся, но есть резоны, чтобы вы его сделали сами с нашей помощью:

  1. Вы лучше нас разбираетесь в теме своего бизнеса и рынка. Вам будут видны такие нюансы в сайтах конкурентов, о которых мы можем не знать.
  2. Проведённому самостоятельно исследованию вы будете больше доверять и будете уверены, что оно сделано не для того, чтобы получить с вас дополнительную оплату.
  3. Знание ключевых слов и жаргона вашей отрасли поможет эффективнее подобрать поисковые запросы.
  4. Это экономия средств и времени.

Попробуйте заполнить следующую таблицу:

ЗапросПозицияСайтПосетителиПримечание
1Купить велосипед
(526 384)
1http://www.velosite.ru/В понравившихся.
23http://www.velostrana.ru/9 000В понравившихся.
310http://www.velosklad.ru/Баннер мелькает!
Удобный каталог.
4Запчасти для велосипеда
(10 504)
1http://www.mag-russia.ru/velozapchasti/1 700Подробный удобный каталог запчастей.
Неудобный поиск.
55http://www.xlinenn.ru/Spareparts/1 924Подробный каталог.
Удобный поиск.
611https://velorace.ru/17/Дурной дизайн.
Удобный каталог.
  1. . Просто номер по порядку. Для удобства обсуждения: «Посмотрите на 17 строку».

  2. Запрос. В эту колонку вы ставите те поисковые запросы, по которым вы хотите, чтобы ваш сайт вышел на хорошие позиции. Возможно, это будут не общие запросы вроде «Купить велосипед», а с географической привязкой: «Купить велосипед Москва». Если по основным запросам в данной отрасли слишком большая конкуренция, а вы только начинаете дело, то имеет смысл конкретизировать запросы под вашу специфику. Например: «Запчасти велосипеда Merida Москва». Но при этом надо убедиться, что данный запрос может дать достаточное количество посетителей. Для Яндекса это можно сделать в сервисе подбора слов: https://wordstat.yandex.ru/.

    В скобках после запроса в данной колонке — число показов в месяц.

    Для запроса «Запчасти велосипеда Merida Москва» прогноз неутешительный — 1 показ в месяц.

    В целом это достаточно большая и кропотливая задача — подобрать такой список поисковых запросов, который бы давал достаточный список целевых посетителей вашего интернет-магазина и при этом не был слишком тяжёл в конкуренции.

  3. Позиция. По каждому из запросов имеет смысл привести несколько сайтов, стоящих на разных позициях в поисковом рейтинге. Например, на первом, пятом, одиннадцатом и двадцатом месте. И ещё можно дополнить таблицу отдельными заинтересовавшими сайтами. Например, сайт http://www.velostrana.ru/ стоит на 3 месте, но заинтересовал подачей товаров.

  4. Сайт. Сам адрес сайта.

  5. Посетители. Количество уникальных посетителей в сутки. На некоторых сайтах стоят счётчики, и по ним можно узнать это значение. Главное не перепутать число визитов в сутки, от начала работы сайта и число уникальных посетителей. Последнее — самое маленькое. Но на многих сайтах счётчики хоть и стоят, но они не показываются посетителям, и узнать число посетителей таких сайтов сложно. Счётчики на сайтах обычно стоят в самом низу страницы. Если на самом счётчике числа посетителей нет, то часто его можно увидеть при переходе на сайт счётчика с его иконки на сайте.

  6. Комментарии. Ваши комментарии в свободной форме о дизайне, функционале и

Теги: интернет магазинзаказ товарапоисковые запросыпродвижение сайта